Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 46 Next Page
Basic version Information
Show Menu
Previous Page 17 / 46 Next Page
Page Background

17

Несмотря на то, что Пётр I решил преобразовать российский флот по западным

образцам, что при нем строительство «староманерных» судов было строжайше

запрещено, великий российский преобразователь не смог добиться полного повиновения

потомственных кочевых мастеров. Под угрозой расправы они сумели сохранить вековой

опыт и традиции своих предков, продолжали строить кочи.

Благодаря подвигу поморов, некоторое количество кочей сохранилось до начала XX века.

Их по достоинству оценил норвежский исследователь и филантроп Ф.Нансен, задумавший

трудную экспедицию на Северный полюс. При выборе прототипа для строительства судна

«Фрам», которое, по замыслу, должно было дрейфовать во льдах, он принял решение

строить судно по опыту кочевых мастеров. И не ошибся.

Наш русский адмирал С.О. Макаров, разрабатывая модель первого в мире ледокола,

воспользовался советом Нансена, и тоже остановил свой выбор на образце поморских

кочей.

Гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что

и сегодня, через столетие после создания Макаровым первого в мире ледокола «Ермак», они

считаются непревзойденными для строительства судов ледового плавания.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ КОЧА

Многим «затея» Дмитриева сделать точную копию коча казалась пустой тратой времени.

Даже друзьям по плаваниям.

По выходным Адмирал не один месяц копался в архивах в поисках нужных сведений.

Сделал несколько вариантов чертежей, остановился на девятом.

Но где взять деньги, чтобы строить? Секретарь петрозаводского горкома комсомола

Вениамин Каганов (ныне заместитель министра образования и науки РФ), с уважением

относился к неугомонному мореплавателю. Каганов и посоветовал ему поделиться

замыслами с руководством судостроительного завода «Авангард». В то время – одного из

ведущих предприятий Карелии. Завод выпускал большие рыболовные корабли, минные

тральщики. Директор завода Валерий Васильевич Судаков внимательно выслушал доводы

изобретателя, посмотрел чертежи. Всю эту кропотливую работу по достоинству оценил. Но

поинтересовался: «А где же печать регистра?».

- Так откуда же у поморов регистру взяться? Если строить, так натуральный коч,

никаким регистром не связанный, - ответил Дмитриев.