Народы Карелии: историко-этнографические очерки
К А Р Е Л Ы | НАРОДЫ КАРЕЛИИ | Глава 8 214 Зимние праздники. Мифология зимних Святок Наиболее древним и во многом уникальным яв- лением следует считать карельскую календарную мифологию, т. е. религиозные представления, свя- занные с календарными персонажами, природны- ми духами-хозяевами, и особенно теми, которые появлялись, по народным представлениям, на зем- ле в период зимних Святок — переходное время от старого года к новому, в самое темное и опасное время, которое называют «периодом временной смерти» или «безвременьем». Святки — период между Рождеством (25.12/7.01 4 ) и Крещением (6.01/19.01) называется у северных карелов «виериссян кески» ( vierissän keski ), т. е. «крещенский промежуток». В свою очередь, у юж- ных карелов-ливвиков святочное двенадцатид- невье называлось «сюннюнмуа» или «сюннюннай- гу» ( synnynmua, synnynaigu ), т. е. «земля Сюндю» или «время Сюндю» по имени святочного духа Сюн- дю, спускающегося на землю в канун Рождества и уходящего на небо (или в воду, например, у север- ных людиков) накануне Крещения. Перевод слова synnynmua — «земля Сюндю», где слово mua «зем- ля» не следует понимать буквально, а скорее в зна- чении «мир», «свет» [KKS, III, s. 328—329], ср. выраже- ния типа «вся земля» = «весь (белый) свет». Практически повсеместно у ливвиков и люди- ков, но также на значительных территориях про- живания носителей собственно карельского наре- чия был известен термин synnynpäivä ( synnyinpäivy, syndynpäivä и др.) — букв. «день Сюндю» в значе- нии «сочельник». Однако относительно времени наступления последнего были и исключения. На- пример, в д. Соймогоре (Клюшина Гора Поросозер- ской вол.) synnyinpäivä приходился на 21.12 ст. ст. Сюндю здесь спускался на землю за три дня до со- чельника Рождества (ПМА, 1984, М. Г. Михеева, 1901. Соймогора). Следует сказать, что на карте Карелии можно отметить несколько местностей, где зимние Святки начинались за несколько дней или даже не- дель до Рождества (как в Заонежье с 12.12 ст. ст.). Поверья о внешнем виде святочных персона- жей достаточно цельны. Наряду с тем, что многие рассказчики объявляли дух невидимым, проявля- ющим себя лишь различными звуками, например, во время гаданий или «слушаний», нередки сведе- ния о том, что Сюндю представляет из себя мохна- тое, часто черное существо, «круглое и большое как копна сена» [ФА, 2940/2, 2945/7. Реболы]. Величину Сюндю в ребольской д. Челкке характеризовала по- говорка: «Сюнди ходит по земле, на ноги лодки на- девает, невода портянками завернет» [ФА, 2951/1]. В Сегозерье округлая форма Сюндю способствова- ла и способу его передвижения. Убегавшая с места гадания девица, обернувшись, увидела, как «куча сена вслед (за ней) перекатывается, так до крыль- ца дома и докатилась». «Сюндю в шубах из проруби поднимается, крутится по земле», — рассказывали в с. Сельга. Отметим также, что Сюндю (Сямозеро) иногда представлялся и в образе летающего над землей холста или северного сияния. В Костомукшском округе, Калевальском и Лоух- ском р-нах известны представления о Виериссян акка ( Vierissän akka ) — бабе, или старухе, Виеристя (Крещенской старухе). Предполагалось, что южная граница распространения верований о старухе Вие- ристя идет в восточном направлении по линии гра- ницы между бывших Олонецкой и Архангельской губ. Однако в Панозере в 1990-е гг. записаны пред- ставления о святочном духе Крещенская свинья, своеобразной вариации Бабы Виеристя. Столь не- ожиданный образ святочного духа имеет свои па- раллели в обрядности и верованиях. В Сямозере, Приладожье и у тверских карелов записаны ми- фологические рассказы о «слушаниях» на Святки свиньи, т. е. гадания со свиной тушей, когда свинья задает гадающему вопросы космологического со- держания. Материалы о Крещенской свинье соот- носимы с рунами о Большой свинье (она же кабан), из которой создается Вселенная. Именно то, что за- колотая на Рождество или на Новый год свинья яв- ляется прообразом «мирового (космического) жи- вотного», т. е. по мифологической логике началом всех начал, объясняет обряды «слушаний свиньи» и произносящиеся при этом тексты. Что же каса- ется появления этого термина в бассейне р. Кеми, то здесь возможен как западный, так и восточный пути миграции представлений о рождественском поросенке (рождественской жертве) северных гу- берний России, шведской рождественской свинье julsvin и легендарном кабане Вальхаллы — объек- те культа у древних шотландцев и скандинавов [Конкка, 2003]. Что же представляла из себя Крещенская стару- ха по поверьям северных карелов? Крещенская ста- руха появляется в Виериссян кески — время, когда все сны особо знаменательны, а жить следует осмо- трительно, соблюдая ряд запретов: общих на мно- гие виды работ и особенных. Например, передвига- ясь в вечернее и утреннее время по улице, следует как можно меньше пользоваться огнем для осве- щения, нельзя ничего трогать в хлеву и брать воду из проруби в темное время (рис. 111). Баба Виеристя — устрашающее с виду существо со взлохмаченными, торчащими во все стороны волосами. Говорят: «Баба Виеристя что лохматая мутовка» ( turjushärkin , где turjus — нечто волосатое, косматое, всклокоченное). Неопрятному, плохо оде- тому человеку так и говорили: «Ну, ты и Виериссян акка!». За три дня до Рождества она спускает- ся с неба и возвращается обратно на следующий день после Крещения (6/19.01). Баба Виеристя жи- вет в проруби, но время от времени поднимается на поверхность и бродит по земле. В риге она мо- лотит, в хлеву гладит коров и приговаривает при этом, будут ли они здоровы (в наступающем году), в амбаре громыхает досками от закромов и гово- рит, что в этом ларе полные или пустые закрома 4 Первая цифра означает дату праздника по юлианскому (ст. ст.), а вторая — по григорианскому (современному) календарю (н. ст.), разница в 13 дней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODE3NTM=