Главная Видеотека Новости
Обратная связь Фонотека
Поиск по автору:  
[Все]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  
]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  

О Петре Козинском

Аудиозапись радиопередачи из авторского цикла Наталии Гродницкой «Слово о музыке». Редактор – Светлана Заалова.

 

Пётр Борисович Козинский (1927 – 2001) – композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1977), член Союза композиторов СССР (1966).

Пётр Борисович Козинский родился 22 ноября 1927 г. в городе Петродворец Ленинградской области. Музыкальные способности будущего композитора проявились очень рано. С 1938 по 1941 год он занимался музыкой и композицией в кружке Ленинградского Дворца пионеров под руководством профессора М. Юдина (1938 – 1939) и академика Б. В.Асафьева. В 1944 г. П. Б. Козинский окончил теоретическое отделение музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова и поступил на композиторский факультет Ленинградской консерватории. В консерватории он занимался в классах профессоров М. О. Штейберга, В. В. Щербачёва и в классе заслуженного деятеля искусств РСФСР В. В. Пушкова.

В 1952 году по окончании учёбы в консерватории Пётр Борисович приехал в Петрозаводск и начал преподавать теоретические дисциплины и специальность «фортепиано» в Музыкальном училище им. К. Э. Раутио.

Пётр Борисович всегда уделял большое внимание общественной работе. Он неоднократно избирался членом правления и заместителем председателя Союза композиторов Карелии.

Основная сфера композиторской работы П. Б. Козинского — камерные (вокальные и инструментальные) жанры, разнообразные по составу и формам. Особое место в творчестве Петра Борисовича занимают произведения на фольклорные тексты народов Карелии. Впервые обратившись к карело-финскому поэтическому фольклору в «Песнях из «Кантелетар» (1974 — 1977), композитор продолжил эту линию в циклах, созданных в 1980-е годы: «Сам спою я песни дедов» — для меццо-сопрано и баритона в сопровождении кларнета, фагота и фортепиано (1983), «Рода нашего напевы» – для голоса в сопровождении флейты, кларнета и фортепиано (1986). Поэтической основой этих циклов стали фольклорные тексты, записанные Э. Лённротом в Карелии.

Тексты песен буквально напоены ароматом северных лесов и озёр. Переживания, мысли и чувства героев тесно связаны с природой. Композитор пытался передать национальную специфику текстов, чем обусловлено чуткое воссоздание карельских народно-песенных интонаций. В воссоздании образов народной поэзии средствами голоса и духовых инструментов цикл Петра Борисовича «Песни из «Кантелетар» теснейшим образом связан с русской музыкальной традицией. В русской музыкальной практике XIX века можно найти немало примеров сочетания голоса и духовых инструментов : флейты, кларнета, английского рожка и особенно фагота. Наряду с преемственностью традиций в цикле песен отчетливо ощутимы современные тенденции советской и зарубежной музыки последних десятилетий : сочетание необычных с точки зрения традиций тембров, стремление передать в них своеобразие поэтических текстов.

Пётр Борисович писал музыку на стихи А. Прокофьева, Ф. Тютчева, А. Блока, С. Есенина, И. Костина, В. Усланова, Я. Ругоева, а также на стихи поэтов Японии.

Из произведений Петра Борисовича опубликовано отдельно и в сборниках не более 3-5 произведений. Большинство музыкальных произведений П. Б. Козинского представлены только в рукописном ви­де и хранятся в фондах Национальной библиотеки Республики Карелия.

«Исполнительское воплощение вокально-инструментальных циклов П. Б. Козинского – благодарная и привлекательная задача. Эта работа будит звуковое воображение исполнителей, дарит радостную возможность приобщения к бесценным сокровищам народной поэзии в оригинальной музыкальной интерпретации».



« Назад