Главная Видеотека Новости
Обратная связь Фонотека
Поиск по автору:  
[Все]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  
]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  ]  

Детям о Рерихе

 

Из предисловия к изданию:

«Дорогие ребята, вы держите в руках книгу, которую специально для вас подготовил Карельский центр Николая Рериха Национальной библиотеки Карелии.

Николай Константинович Рерих – личность почти легендарная, одна из самых ярких фигур русского символизма. Он родился 9 октября 1874 в Петербурге, в семье нотариуса. Отец его Константин Федорович происходил из  древнего шведского рода, который поселился на прибалтийских землях при Екатерине II. Мать художника, Мария Васильевна (в девичестве Калашникова), происходила из псковского купеческого рода.

Атмосферу детства Николая Рериха пронизывали художественные и научные интересы. В родительском доме бывали химик Д. И. Менделеев, востоковед К. Ф. Голстунский, историк Н. И. Костомаров, известный живописец и график М. О. Микешин. Эти известные люди, безусловно, оказало огромное влияние на развитие личности молодого человека. С раннего детства Николая окружали книги, которые наверняка и нам с вами известны с ранних лет: рассказы о Гулливере, Мюнхгаузене, Робинзоне Крузо,  сказки Пушкина, Андерсена, Гофмана, братьев Гримм.

Еще обучаясь в гимназии Карла Мая, Рерих твердо решил стать художником. Однако отец настоял, чтобы после окончания гимназии Николай поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Так и случилось, но, несмотря на недовольство отца, студент посещал и классы Академии художеств (1893 – 1897). Учителем Николая Константиновича в Академии художеств был Архип Куинджи, сыгравший огромную роль в жизни Рериха.   

Он считал, что художественному содержанию образа на картине должны быть подчинены и композиция картины и техника исполнения.

Помимо живописи, Рерих с детских лет увлекался археологией. Еще в студенческие годы он стал членом Российского Археологического общества и ежегодно выступал на его собраниях с отчетами о проведенных им раскопках. В 1899 – 1904 гг. он активно изучал славянские и финно-угорские древности. Темы Древней Руси предстают в его картинах в виде символов-обобщений: «Ушкуйник», «Пскович», «Иван-царевич наезжает на убогую избушку!» (1894), «Гонец. Восстал род на род» (1897). «Город строят» (1902), «Три радости» (1916) и др. Художественный метод Рериха – неразрывная связь с природой. Его пейзажи неизменно одухотворены. Природа ведет с нами непрерывный диалог, нужно только быть внимательным и читать ее подсказки.  

В этой книге мы познакомим вас с некоторыми работами Рериха, так или иначе связанными с Карелией. Рерихи впервые приехали  сюда  в декабре 1916 года, и карельский период стал одним из переломных и определяющих в их судьбе. Именно из Карелии начался большой Путь Рерихов по странам мира с великой миссией Культуры».

Л. П. Жохова, руководитель Карельского центра Музея-института семьи Рерихов

 


Иллюстрации:

  • цифровое воспроизведение факсимильных копий художественных произведений Н. К. Рериха из  коллекции Санкт-Петербургского Музея-института семьи Рерихов;
  • Рерих, Н. К. (1874-1947).  Николай Константинович Рерих : [комплект открыток]. - Москва : Изобразительное искусство, 1972. - 1 обл. (12 отд. л.) : цв. офсет.
Н. К. Рерих. Могила великанова. 1915. Холст, масло.
Н. К. Рерих. Святой остров. 1917. Холст, темпера. 
Н. К. Рерих. Клад захороненный. 1917.  Холст, масло.
Н. К. Рерих. Приказ. 1917. Холст, темпера. 
Н. К. Рерих. Дымы мира. 1917-1918. Холст, джут, масло
Н. К. Рерих. Стражи снега. 1922. Холст, темпера
Н. К. Рерих. Голубиная книга.1922. Холст, темпера


« Назад