Народы Карелии: историко-этнографические очерки

К А Р Е Л Ы | НАРОДЫ КАРЕЛИИ | Глава 9 232 в деревню из леса. Г. С. Масло- ва называет Кегри духом-покро- вителем [Маслова, 1980, с. 225]. Однако есть основания считать, что в данном случае речь идет о процессе, когда языческие, не- когда широко почитаемые боги постепенно низводятся на уро- вень духов и персонажей низшей мифологии. Кегри у карелов способство- вал плодовитости скота, а так- же патронировал процесс прядения (каждой женщине и де- перечня Агрикола. Впоследствии (вплоть до начала ХХ в.) из раз- ных мест Восточной Финляндии, Карелии и Ижорской земли име- ются сведения об имевшем родо- вую основу празднике «ваккове», который был связан с обрядом вызывания дождя. В XIX в. в за- падной и центральной Ингерман- ландии у ижор ваккове был уже на православный манер посвящен св. Петру и св. Илье, из которых последний, как это происходило во многих традициях, унаследо- вал большинство черт языческо- го бога-громовержца, а также его культ, в том числе почитание камней и жертвоприношения жи- вотных, происходивших в свя- щенных рощах (ср. осуждаемое Агрикола и архиепископом Мака- рием почитание камней и пней 6 ), которые в Карелии и на севе- ре Восточной Европы просуще- ствовали вплоть до начала ХХ в. Илья-пророк на всей террито- рии Карелии ассоциировался, пре- жде всего, с хлебом и зерном. Он был «хозяином» зерна и теста, рас- сказывали в Беломорской Каре- лии, а рига была «домом Ильи», где в углу до следующей весны оставляли «бороду св. Ильи» — не- обмолоченный сноп последнего урожая [Paulaharju, 1995, 180]. В Ре- болах в часовню святому в каче- стве обета относили рожь. Хлеб называли «святым Ильей» [Конк- ка, 2015, 130]. Тем не менее в Суо- ярви горсть колосьев, которые оставляли на поле несжатыми, именовали «бородой Укко» [KKS V, 401]. Укко фигурирует также в по- говорках, связанных с Ильиным днем, например: «Укко на Илью хо- лодный камень в воду опускает» [Конкка, 2015в, с. 129]. Кекри (Кегри) — упоминаемый в списке Агрикола, а впослед- ствии мифологический персонаж осеннего аграрного праздника, который был связан с поминове- нием умерших. По представлени- ям тверских карелов, Кегри — не- кое черное существо, приходящее вушкеследовалонапрястьк егодню хотя бы три мотка пряжи 7 ). Ке- кри — это также название празд- ника у финнов, отмечаемого в День всех святых (1.11) или по- следующие дни, однако в запад- ной Олонецкой Карелии Кегри обозначал период, начинавший- ся в начале октября. В некоторых местностях Восточной Финляндии Кекри отмечали около Михайло- ва дня ( Mikkeli ) — 29.09. У реболь- ских карелов зафиксировано на- звание августа kekrikuu — «месяц Кегри». Отсутствие жесткой вре- менной приуроченности говорит о древности этих обычаев [Конкка, 2015в, с. 168] (рис. 119). На Кекри в Беломорской Каре- лии и Восточной Финляндии для умерших предков топили баню и готовили праздничный стол. Ве- рили, что если хорошо принять ду- хов предков, то они обеспечат хо- зяйству процветание. Кегри как в Тверской Карелии, так и в При- ладожье и Восточной Финляндии, был персонажем ряжения. Кро- ме того, на Кекри в Финляндии присутствует весь набор святоч- ных действ и поверий, связанных с наступлением Нового года: при- меты, запреты, гадания, ряжение. Обрядность новогодних празд- ников и Кегри во многом иден- тична. В то же время на Кекри в финляндской Карелии отмече- ны такие древние формы, как при- ношения родовым деревьям (пер- вую кровь от забитого на Кекри быка относили под жертвенную ель [Конкка, 2018, с. 116]; пред- кам и домашним духам жертвова- ли из хозяйства овцу, причем все действия (выбор животного, его откармливание, обычаи при трапе- зе, сохранение костей и отнесение их под родовое дерево) указывали на значительную древность этих традиций [Sarmela, 2007, s. 109, к. № 4]. М. Сармела отмечает ско- товодческую направленность, а также родовую основу ритуаль- ной трапезы на Кекри на саволак- ско-карельской территории. 6 Из послания новгородского архиепископа Макария великому князю Ивану Васильевичу 1534 г. об ижоре, води, чуди и ко- реле: «Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и горы… и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы» [ДАИ, 1846, № 32, с. 33—34]. 7 Иначе Кегри «выклюет им глаза или придавит камнем пальцы». Моток напряденных ниток девочки вешали на окно в сенях, чтобы Кекри было видно их прилежание [Маслова, 1980, с. 225]. Рис. 119. «Старик Кекри» из Центральной Фин- ляндии (Конгинкангас), где на празд- ник Кекри было обычаем устанавли- вать в углу избы соломенную фигу- ру с льняными волосами и бородой в берестяной маске. (Фотоархив Музейного ведомства Финляндии (KK1S:115))

RkJQdWJsaXNoZXIy ODE3NTM=